День инклюзивных практик

День инклюзивных практик

Программа дня КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения»

Программа дня «Модель полной инклюзии в МАОУ «Средняя школа № 148 имени Героя Советского Союза И.А. Борисевича» г. Красноярск»

 

Больше фотографий здесь.

5 декабря 2018 года в рамках V педагогического марафона в Красноярском краевом институте повышения квалификации состоялся день инклюзивных практик. Площадки работали в МАОУ «Средняя школа № 148 имени Героя Советского Союза И.А. Борисевича» г. Красноярск и КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения».

«День инклюзивных практик» собрал педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и педагогов дополнительного образования. МАОУ «Средняя школа № 148 имени Героя Советского Союза И.А. Борисевича» г. Красноярск представила «Модель полной инклюзии в МАОУ СШ №148». С приветственным словом выступила Нина Федоровна Ильина, проректор КК ИПК. В своем выступлении Нина Федоровна раскрыла приоритеты и задачи развития практики инклюзивного образования в Красноярском крае.

Юлия Сергеевна Бушланова, директор МАОУ СШ №148, в своем докладе  представила систему организации работы в школе-комплексе как современном социокультурном центре микрорайона имени Героя Советского Союза И.А. Борисевича, рассказала о важности обеспечения   равного доступа к получению образования и организации поддержки детей с разными образовательными потребностями в школе-комплексе. Особое внимание было уделено проблемам преемственности всех уровней образования и комплексности оказания психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ. Выступление Юлии Сергеевны нашло эмоциональный отклик у слушателей, которые были заинтересованы опытом организации работы в структурных подразделениях школы – «Детский сад», «МЧС-ресурс», «Литературно-краеведческий  музей имени Героя Советского Союза И.А. Борисевича». 

Татьяна Семеновна Антонова, заместитель директора по УВР МАОУ СШ №148, представила практический опыт организации инклюзивного образования, формы и приемы организации обучения детей с ОВЗ в рамках проведения музейных занятий. В докладе  были подробно описаны образовательные возможности музейной педагогики, позволяющие раскрыть и сделать доступным музей для детской и юношеской аудитории с ограниченными возможностями здоровья. Участники марафона смогли познакомиться с опытом применения социальных историй для формирования  навыков поведения у детей с ОВЗ в музее, познакомились с технологией «hand’s on» (англ. «знание через руки»).

Павел Александрович Трофимов, учитель начальных классов МАОУ СШ №148 провел урок по предмету «Окружающий мир» в технологии музейной педагогики с использованием мультимедийных ресурсов «История моей улицы» с обучающимися 3 класса. Дети стали участниками виртуальной экскурсии по своей улице, узнали историю установки  на территории школы  Памятного камня Героям-сибирякам.  Слушатели отметили высокий уровень подготовки детей, владения ими знаний об истории Героя Советского Союза И.А. Борисевича и их заинтересованность в получении новой информации, а так же индивидуальный подход учителя в работе с детьми с ОВЗ.

Ольга Михайловна Ильгова, учитель начальных классов МАОУ СШ №148, провела интегрированный урок (окружающий мир  и технология) «Прошлое, настоящее и будущее»  с использованием мультимедийных ресурсов во 2 классе. Дети вспомнили свое посещение школьного музея, поделились впечатлениями об увиденном, рассказали о музейных предметах и их истории.

Виктория Геннадьевна Юферева, педагог дополнительного образования МАОУ СШ №  148, провела мастер-класс в гончарной мастерской (3Д – моделирование), где дети по результатам посещения школьного музея подвели итоги совместным проектом по изготовлению моделей утюгов из глины.  Ребята вспомнили историю создания утюга,  а также  упоминание утюга в русском фольклоре. Прежде чем приступить к техническому выполнению задания,  дети разобрали  утюг на детали и сравнили их с геометрическими фигурами. Работа по изготовлению  модели утюга шла с опорой на технологические карты.  Ребята и взрослые с удовольствием погрузились в творческую атмосферу.

Александра Сергеевна Салтыкова, заместитель директора по УВР МАОУ СШ №  148, курирующая работу структурного подразделения  «Детский сад»,  рассказала об организации работы  специалистов  в рамках музейной педагогики с детьми дошкольного возраста. В детском саду создан мини-музей со сменными экспозициями. В нем совместно с детьми и родителями организуются экспозиции, посвященные родному городу, его архитектуре, истории, достопримечательностям, периодически оформляются выставки народного и декоративно-прикладного искусства, а также выставки кукол (народные, театральные, современные; в старинной и национальной одежде) и игрушек. Периодически в мини-музее оформляются экспозиции из детских работ, что позволяет каждому ребенку выступить в роли «творца» музейных предметов. Кроме того, здесь проводятся занятия по подготовке детей к посещению музея, где воспитатель в форме игры готовит  детей к восприятию музейных экспонатов, создает определенный эмоциональный настрой, а также проводятся занятия по закреплению музейных впечатлений.

Заключительным мероприятием в детском саду стал логоритмический праздник «Праздник русского платка», ставший своеобразным итогом изучения лексической темы «Русская одежда». В течение месяца воспитанники изучали предметы и элементы русской одежды, узнавали историю ее создания  и предназначения, разучивали стихи и частушки, готовили выставку рисунков «На платке с узорами», «Мамино платье». На празднике дети  творчески обобщили полученные знания: пели частушки, плясали кадриль, рассказывали стихи и скороговорки о платке.  Праздник получил высокую оценку от  участников Педагогического марафона.

При подведении итогов гости отмечали профессионализм управленческо-педагогической команды, говорили о том, что в школе созданы уникальные возможности для принятия особых детей их нормально развивающимися сверстниками. Это проявилось при проведении всех учебных занятий и мероприятий. Было много вопросов и предложений о сотрудничестве.

КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» открыл свои двери с темой «Организация психолого-педагогической, диагностической и консультационной».

Интерес вызвала встреча с Еленой Геннадьевной Бугаевой, учителем-логопедом, специалистом по ранней коммуникации, победителем краевого профессионального конкурса «От специальности к профессии», участником федерального конкурса «Дефектолог России – 2018». В рамках мастер-класса «Микстура для речи», разработанного на основе личного опыта работы с неговорящими детьми, были рассмотрены современные методики, позволяющие работать с детьми данной категории, раскрыты «секреты запуска» речи и отработаны практические задания, направленные на стимуляцию речевого развития неговорящих детей. Елена Геннадьевна рассказала об используемых приемах в работе с неговорящими детьми, познакомила с методом искусственной локальной контрастотермии. «Сегодня, нет универсальной микстуры для речи. Но каждый из нас может наполнить свою профессиональную деятельность эффективными методами, приемами и технологиями. Слушая отзывы участниц мастер-класса можно отметить, что ряд упражнений из представленного материала педагоги планируют включить в занятия со своими детьми» - отметила Елена Геннадьевна.

Количество людей, родившихся с аутизмом, растет с каждым годом, но готовы ли мы к встрече с ними? Что должен знать каждый из нас, чтобы научиться общаться с такими людьми? Эти вопросы обсуждались на лекции «Проявление симптоматики РАС у детей» учителя-дефектолога высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации, Ирины Владимировны Шмидке. В презентации своего опыта работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, Ирина Владимировна раскрыла основные типологии, особенности развития и поведения детей с расстройствами аутистического спектра. Также представила подходы к коррекции, поделилась правилами, которые могут помочь в общении с ребенком с аутизмом. Она презентовала программу «Go-talk», при помощи которой ребенок может научиться писать о своих желаниях, запросах и о том, что ему необходимо. Например, «Ты хочешь пить?» Все, что делает ребенок – он выбирает слово «да» из своего словаря и нажимает «готово». Ирина Владимировна считает, что современные технологии могут помочь в общении с ребенком с аутизмом. По окончании работы для гостей были даны рекомендации по организации работы с категорией детей с РАС, а также были распространены буклеты с советами для педагогов и родителей.

Педагог-психолог высшей категории, специалист по ранней помощи, почетный работник общего образования Российской Федерации, Юлия Брониславовна Дианова и педагог-психолог высшей категории, специалист по работе с техникой песочной терапии, Мария Игоревна Сидорова наглядно продемонстрировали методы и приемы, основные подходы и структуру организации коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста на мастер-классе «Занятие по развитию предметно-игровой деятельности и социальных навыков с использованием разных технологий у детей раннего возраста». Педагоги рассказали, как с помощью различных материалов (крупа, песок) можно развивать мелкую моторику, игровую и предметную деятельность таких детей, а также показали на практике использование технологии песочной терапии в работе с детьми раннего возраста. Одним из наиболее интересных для слушателей стал вопрос обучения родителей приемам и способам взаимодействия с ребенком. Через демонстрацию видеосюжетов с занятий Юлии Брониславовне удалось наглядно представить способы работы с родителями, которые она использует в своей практической деятельности.

Обсуждая итоги дня, участники марафона подчеркнули необходимость подобных встреч со специалистами для обмена опытом.  

 

Материалы дня:

«Занятие по развитию предметно-игровой деятельности и социальных навыков с использованием разных технологий у детей раннего возраст»Ю.Б. Дианова, И.М. Сидорова, педагоги-психологи КГБУ «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения»

«Проявление симптоматики РАС у детей»И.В. Шмидке, учитель-дефектолог КГБУ «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения»

«Аутизм подходы к коррекции»И.В. Шмидке, учитель-дефектолог КГБУ «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения»

Презентация опыта работы с неговорящими детьми: «Микстура для речи»Е.Г. Бугаева, учитель-логопед КГБУ «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения»

«Внеурочные занятия на базе СП «Литературно-краеведческий музей имени Героя Советского Союза И.А. Борисевича», C.Б. Бодикова, методист  школьного музея МАОУ «Средняя школа № 148»

«Музейная педагогика и ее образовательные возможности в художественном и эстетическом развитии детей с ОВЗ», Т.С. Антонова, заместитель директора по УВР МАОУ «Средняя школа № 148»

«Презентация МАОУ СШ № 148. Создание инклюзивной образовательной среды в условиях школы-комплекс», Ю.С. Бушланова, директор школы МАОУ «Средняя школа № 148»

Урок в технологии музейной педагогики с использованием мультимедийных ресурсов «История моей улицы»П.А.Трофимов, учитель-дефектолог МАОУ «Средняя школа № 148»

Мастер-класс в гончарной мастерской (3Д – моделирование)В.Г. Юферева, педагог дополнительного образования МАОУ «Средняя школа № 148»

 


Печать   E-mail