День гражданского образования

XI Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век: навыки будущего в современной школе»

Программа дня

Автор Ксения Голубь

7 декабря 2018 года в Красноярске на площадке Института повышения квалификации состоялась XI Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век: навыки будущего в современной школе».

Конференцию открыли представители Министерства образования Красноярского края, Денис Сергеевич Гуц, начальник отдела развития науки и высшего образования, а также Евгений Александрович Свиридов,  региональный координатор Российского движения школьников в Красноярском крае.

Обращаясь с приветственным словом и начиная пленарную дискуссию, Елена Анатольевна Чиганова, ректор КК ИПК, отметила, что в 11 раз площадка по гражданскому образованию собирает представителей образования, воспитания и гражданского общества. В рамках пленарной дискуссии планировалось ответить на вопросы формирования надпрофессиональных навыков в школьном образовании. Глобальный мир становится источником новых вызовов и угроз для системы образования и воспитания. В связи с этим актуальными для педагогов становятся вопросы понимания социально-политической, международной проблематики, специфики социализации в поликультурной среде школы, правовой и экономической грамотности, профилактики деструктивного поведения в реальной и цифровой среде. Уметь договариваться, мыслить системно и стратегически, дискутировать с классом на острые темы и правильно реагировать на сложившиеся запросы учащихся, профессионально ориентироваться в цифровом пространстве и создавать сети сотрудничества – необходимость, осознавая которую можно обеспечивать конкурентоспособность современного педагога.

В пленарной дискуссии выступили Михаил Петрович Нечаев, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой воспитательных систем,  Академия социального управления  (Москва) с темой: «Международные и региональные сетевые проекты в формировании Человека XXI века».       

Михаил Петрович Яценко, доктор философских наук, профессор ГИ СФУ, заместитель заведующего кафедрой глобалистики и геополитики с темой «Трансформация отечественной системы ценностной начинается в высшей школе. Как быть современнее вызовов внешней среды?» 

Василий Валентинович Никуленков, кандидат исторических наук, заведующий  Центром  воспитания и гражданского образования КИПК, доцент СФУ, руководитель регионального отделения Российской ассоциации политической науки с темой «Глобальные навыки в современной школе: или станем конкурентоспособными или нас «сомнут».   Материалы презентации можно найти на нашем портале.

В рамках малых пленарных заседаний прозвучали следующие доклады:

  • «Навыки будущего» в современной школе и новые подходы к системе управления воспитанием региона» – Татьяна Викторовна Белинская, заместитель директора по учебно-методической работе КГБОУДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения»;
  • «Медиация. Дефициты и потенциал комплекса мероприятий по внедрению медиации в пространство школы в 2016 – 2018 гг» – Антон Юрьевич Коновалов, руководитель направления «Службы примирения в образовательных организациях», Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа», методист ГБУ ГППЦ ДОгМ (гМосква);
  •  «Навыки будущего и цифровая образовательная среда школы: что нужно знать и уметь» – Юлия Михайловна Залега, заведующая  центром обеспечения информационно-образовательных сред КИПК.    

Работа конференции продолжилась на 12 секциях. Более 100 человек выступили с докладами и представили свои практики по направлениям.

Площадка «Теория и практика эффективности внедрения принципов и правил ЗОЖ в образовательный процесс» (ведущая – Г.Н. Казакова, канд. мед. наук, доцент КГПУ им. В.П.Астафьева, доцент каф. МБОФКиБЖ ИФКСиЗ  им. И.С.Ярыгина) стала самой научной на конференции -  на ней работали 8 кандидатов и 1 доктор наук. На площадке обсуждались просветительские проекты в сфере ЗОЖ под углом гражданского сознания и образования.

В рамках секции «Разрешение конфликтов техниками «навыков XXI века» (ведущие – Д.В. Юрков, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго» и Н.В. Высоцкая, старший преподаватель  ЦВиГО КК, член Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края) были обсуждены проблемы и перспективы интеграции медиации в образовательное пространство школы, вопросы совершенствования мониторинга по медиации. Участники площадки договорились о способах взаимодействия по налаживанию медиативной работы в школах на более качественном уровне.

Участники площадки «Навыки будущего в профилактике межнациональных противоречий в школьной» (ведущие – Н.В. Дегтярева и Д.В. Карпухина, методисты ЦВиГО КК ИПК) отметили, что практики воспитания в данном направлении имеют прикладное значение. Обсуждая доклады удалось выделить сегмент воспитательных практик в сфере межнациональных отношений, в том числе педагогических методов работы с детьми инофонами. Появилась возможность согласованных действий с конкретными школами в этом направлении. Представленные практики  «Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей», «Музей национального костюма»  и  «Этнопсихология и этнопедагогика» вызвали интерес у педагогов курса ОДНКНР как возможный ресурс при выборе содержания и формы работы с обучающимися в рамках его преподавания.

На площадках, посвященных обсуждению уклада семьи и школьного уклада как ресурса и условия формирования личностных результатов (ведущая – С.А. Федорова, к.п.н, заведующая кафедрой семейного воспитания КК ИПК) участники отметили, что семья  – первая, кто приобщает ребенка к разным видам деятельности, формирует нормы и традиции. Именно семейные традиции фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Сотрудничество с Государственным Архивом Красноярского края проявилось в работе секции «Современные архивы и новые способы познания истории (на примере проекта «Архивы школам» и технологии       написания семейной истории) как инструмент формирования навыков будущего», которую вела А.А. Нихочина, к.ист.н., директор Государственного архива Красноярского края.

Дискуссионная площадка «Векторы развития Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации РДШ на территории Красноярского края. Проблематика, технология внедрения, поддержка инициатив» (ведущая – В.Е. Ступина, председатель комитета по образованию, культуре и спорту Молодежного парламента  Красноярского края) была посвящена обсуждению с педагогами воспитательного потенциала «Российского движения школьников».

В рамках площадки «Современные социально-политические проблемы: пути интеграции в школьное образование» (ведущие – Е.В. Артемьев, к.ист.н., заведующий кафедрой дисциплин общественно-научного цикла и методик их преподавания КК ИПК и В.В. Никуленков, к.ист.н., заведующий ЦВиГО КК ИПК, руководитель  регионального отделения Российской ассоциации политической науки) было организовано обсуждение форм интеграции общественно-политической проблематики в школьную программу, проблемы интеграции социально-политических вопросов в программу старшей школы. Участники площадки наметили на январь 2019 г. следующую встречу по обсуждению дорожной карты внедрения вопросов социально-политической тематики в урочный и неурочный формат.

В секции «Просветительские  проекты красноярского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС): пример сотрудничества Церкви, власти и общества в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи» были представлены воспитательные инициативы, реализуемые разными общественными и образовательными организациями.

Участники конференции получили интерактивный документ под названием «SkillsSertificate», с помощью которого можно педагогам присоединиться к новому проекту Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК по управлению системой воспитания в регионе «Навыки будущего» .

8 декабря 2018 года по итогам конференции был организован разработческий семинар для сотрудников Центра воспитания и гражданского образования и сотрудников сферы воспитания региона «Современные инструменты формирования воспитательной системы в контексте требований к навыкам и грамотностям будущего», модератором которого выступил Михаил Петрович Нечаев, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой воспитательных систем,  Академия социального управления  (г. Москва).

Участники семинара обсудили реализацию многоступенчатого курса программ воспитания в регионе (в рамках проекта новой системы управления воспитанием «Навыки будущего»), соответствующего ключевым задачам формирования гражданина и специалиста с высоким уровнем гражданской грамотности, достаточным для понимания собственной роли и места в системе государственных интересов внутри и вне страны. Были достигнуты стратегические соглашения с кафедрой воспитательных систем Академии социального управления в Москве.


Печать   E-mail